Самостоятельный ребенок. Как не задавить детей любовью. Как воспитать самостоятельного ребенка по методике Монтессори. в 2019 году

Что умеет ребенок делать самостоятельно: второй год жизни

6 — 7 месяцев.

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Ищет упавшую ложку. Раскрывает рот навстречу подносимой ложке с пищей. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев.

Поднимает перевернутую чашку за ручку. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

9 месяцев.

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Двигает ложкой по аналогии (подражая). Спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

12 месяцев.

Пытается надевать ботиночек. Поднимает руку, ногу, когда его одевают или раздевают по просьбе взрослого. Пользуется ложечкой. Самостоятельно пьет из чашки (берет руками и пьет)

Самостоятельный ребенок. Как не задавить детей любовью. Как воспитать самостоятельного ребенка по методике Монтессори. в 2019 году

Ребенок в возрасте года умеет:

  • Сосать и глотать жидкость,
  • Есть жидкую пищу, жидкие детские каши.
  • Есть протертую пищу.
  • Держать рожок без посторонней помощи.
  • Направлять рожок – тянуть его ко рту или отталкивать.
  • Есть размятую вилкой пищу.
  • Пить из чашки, которую держат взрослые.
  • Есть полутвердую пищу.
  • Есть самому при помощи пальцев.
  • Держать самому чашку двумя руками и пить из нее.
  • С помощью мамы подносить ложку с едой ко рту.
  • Протягивать ручки и ножки, когда его одевают.
  • Проглатывать пюреобразную пищу.
  • Пить из чашки (брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно).
  • Жевать и проглатывать полупротертую пищу.
  • Самостоятельно есть пищу, которую берут руками (сухарики, печенье)
  • Держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.
  • Откусывать кусочки печенья и жевать его.

1год-1год 3 месяца

Ребенок начинает есть самостоятельно, пора учить его пользоваться ложкой! В два года учить этому уже поздновато, малыш может отказаться есть сам, если привык что его кормят.

К 1 году 3 месяцам нормально развивающийся малыш может самостоятельно есть густую пищу ложкой, если его к этому приучили. Он активно принимает участие в одевании или раздевании – протягивает маме ручки.

Ребенок активно помогает маме при одевании или раздевании – подает руки, поднимает голову при надевании шапочки, подает маме вещи. Может есть уже не только густую, но и жидкую пищу ложкой (суп ест сам ложкой к 1 году 6 месяцам). Малыш учится пользоваться салфеткой с помощью взрослого.

Малыш ест ложкой, ничего при этом не теряя, и самостоятельно без посторонней помощи пьет из чашки, не проливая жидкость.

Ребенок активно помогает взрослому при одевании и раздевании – поднимает ручки вверх пи надевании платья или джемпера, просовывает руки в рукава пальто, ноги – в рейтузы или комбинезон. Может снять шапку или развязанный мамой платок, может снять носки или гольфы (но ему еще это дается с трудом – малыш стягивает носки, а не снимает их).

К 1 году 7 месяцам малыш сам снимает валеночки, расстегнутые туфли, а также шорты и колготки. Умеет расстегивать и застегивать застежку «молния». Малыш может самостоятельно снять пальто (расстегнутое мамой).

Самостоятельный ребенок. Как не задавить детей любовью. Как воспитать самостоятельного ребенка по методике Монтессори. в 2019 году

Ребенок может «помочь маме» сделать дома уборку – убрать вещи на место. Сначала ребенок это делает по просьбе – «отнеси (указать конкретно куда)… положи (назвать конкретное место)». Обязательно похвалите малыша за помощь!

1.Хорошо, если сначала ребенок научится пить из пластмассовой чашки, которая только на четверть наполнена жидкостью.

2. Поддерживайте при этом руки ребенка, пока не убедитесь в том, что малыш крепко держит чашку. Затем уберите свои руки. Так постепенно уменьшайте количество Вашей помощи.

3.Научиться есть ребенку легче из мисочки с присасывающимся дном. Тогда она не будет скользить по столу. Когда малыш освоит это действие, научите его есть из обычной посуды. (Если посуда скользит по столу, и ребенку поэтому трудно есть из нее, то можно на первых порах подкладывать под посуду влажное полотенце)

Малыш с 2 лет до 3 лет: что умеет делать ребенок.

До 2 лет 6 месяцев – малыш надевает одежду с помощью взрослого (надевает ботинки, шапку, носки), но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

К трем годам малыш полностью раздевается сам. Одевается и раздевается в определенном порядке, складывает в определенном порядке снятую одежду в шкафчик или на стульчик. Ребенок надевает сам носки, ботинки (без шнуровки).

Самостоятельный ребенок

Сам надевает штанишки, снимает футболку, расстегивает и застегивает застежку – молнию. Застегивает сам липучки на ботинках. Учится расстегивать и застегивать пуговицы (на примере игрушек, развивающих книжек и ковриков, в кукольной одежде, пытается застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде)

Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания взрослого. Умеет пить сок через соломинку. Пользуется вилочкой, чтобы наколоть кусочек пищи (огурец, кусочки котлеты).

Моет руки и ноги, сидя в ванной. С помощью взрослого моет и вытирает руки, чистит зубы.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно делать массаж новорожденному ребенку

Сам просится в туалет (словами, а не жестами!).

После игры может убрать игрушки на место.

Может помочь маме поставить перед едой на стол хлебницу (без хлеба) и салфетницу с салфетками.

Ребенок трех-четырех лет: что он может делать сам

К 4 годам ребенок может сам одеться и раздеться в определенной последовательности при сборе на прогулку. Он умеет расстегивать и застегивать пуговицы на одежде, аккуратно складывать предметы одежды на место в определенном порядке.

Малыш может поставить мокрую обувь сушиться или убрать свои тапочки или сандалики в шкаф или на полку для обуви.

Перед сном малыш может снять белье сам, повесить его на стул.

Ребенок умеет умываться, учится пользоваться мылом и полотенцем, умываться аккуратно, чтобы на полу и вокруг не оставалось луж. До умывания сам без напоминания засучивает рукава, чтобы не намочить одежду.

Малыш может убрать игрушки и конструкторы, строительный материал после игры. Он уже способен подготовить материалы себе для своих занятий – рисования, лепки (принести кисточку, доску для лепки, пластилин и т.д.)

В 3 с половиной – 4 года ребенок может помочь маме разложить на обеденном столе ложки, поставить хлебницу (без хлеба), поставить каждому тарелку, чашку, блюдце. Четырехлетний малыш может разложить на столе столовые приборы по числу сидящих за столом людей (вилки, ложки).

Ребенок может помочь маме поливать комнатные растения из леечки, помочь на даче собрать овощи, расчистить детской лопаткой дорожку от снега, покормить рыбок, положить корм для птиц в кормушку, помочь взрослому посадить в землю крупные семена – например, семена настурции.

К 4 годам малыш может проверить свой внешний вид перед зеркалом, найти непорядок и исправить его (заправить рубашку, застегнуть расстегнутую пуговицу, причесаться и т.д.)

Как воспитать безвольного, робкого, несамостоятельного, безынициативного ребенка.  «Вредные советы» мамам. Автор — А. Варга (кандидат психологических наук)

«Формирование безвольного характера нужно начинать в тот момент, когда ребенок пробует самостоятельно передвигаться. Не давайте ему свободно ползать по полу – пусть сидит в манеже; так будет обеспечено необходимое ограничение свободы.

Когда малыш начнет ходить – водите только за руку. Очень способствует делу, если внушать ребенку чувство опасности окружающего мира. Для этого надо систематически повторять: «Осторожно, упадешь, голову разобьешь, ручки-ножки сломаешь»!

Не давайте ребенку есть самому. Во-первых, он весь перемажется и запачкает стол и пол – значит, вам лишняя работа. Во-вторых, стремление делать что-либо самостоятельно приводит к выработке инициативного характера, а этого надо обязательно избежать.

Так что кормите с ложечки. Ручки ребенка можно бинтом привязать к телу: чтобы он, неряха, не пытался выхватить у вас ложечку или брать пальцами еду с тарелки. Кормить насильно не рекомендуется: можно добиться полной потери аппетита и заболеваний желудочно-кишечного тракта, а это в данном случае не входит в нашу задачу.

Итак, кормите сами с ложечки и приговаривайте: «Не трогай ложечку, подавишься; не бери вилочку – язычок проколешь, в глазки попадешь, ослепнешь». Эти ключевые фразы можно говорить ребенку любого возраста.

Реклама

Даже если он еще не понимает смысла слов, он все равно почувствует тревогу в вашем голосе, увидит ее в ваших глазах. Кстати, следите за выражением лица и тоном голоса: уместнее всего визгливый голос, повышенный тон, быстрая речь, бледное лицо, расширенные зрачки, резкие, быстрые прикосновения.

Если на прогулке ребенок стоит рядом с вами, обнимая вас, держится за вашу руку, не хочет играть с детьми – его можно похвалить: «Молодец, стой рядом с мамочкой, не ходи в песочек, детки глаза песком засыпят, игрушечки отнимут».

Спите с ребенком в одной комнате и, когда он просыпается среди ночи, кидайтесь к нему с громким криком: «Что случилось, ты заболел?!» Утро полезно начинать вопросом: «Что у тебя болит?» Если ребенок говорит: «Ничего», не принимайте это во внимание – щупайте лоб, ставьте градусник, загляните в горло.

В детский сад (про ясли и говорить нечего) ни в коем случае не отдавайте! До школы ребенку лучше всего находиться дома вместе с бабушкой. Она поддержит принятый в семье стиль воспитания.

К поступлению в школу ребенку не надо уметь прыгать через скакалку, кататься на двухколесном велосипеде, плавать. Желательно избежать всяких путешествий. Зачем ребенку обилие впечатлений? Словом, самое важное, чтобы в школу он пошел с двумя твердыми убеждениями: 1. Мир – страшное место, полное бед и опасностей; 1.  Я — самый не защищенный человек в этом мире.

Предлагаем ознакомиться  Аскариды у детей: симптомы и лечение

Если раньше всё было сделано как надо, у ребенка по мере накопления школьного опыта обязательно сформируется низкая самооценка. Он будет думать, что он хуже всех в классе, постарается ни на что не претендовать.

Разумеется, уроки следует делать вместе с ребенком с первого до последнего дня школы. Помогая ребенку делать уроки, не забывайте напоминать ему в любой форме, что он глуп, ленив, туп и вообще… Также следует по-прежнему не одобрять и запрещать любые проявления самостоятельности; но непременно требовать, чтобы он в чем-либо да отличился.

Не пускайте гулять одного, провожайте в школу за руку, осматривайте карманы. Портфель, ящики письменного стола, не отправляйте в пионерский лагерь. Но при этом ставьте в пример бойкого Петю (Колю, Машу…) и главное: требуйте отличной учебы, примерного поведения на уроках.

Поставленный в условия противоречивых требований, с младенчества испуганный, поневоле робкий, с низкой самооценкой, ребенок отбросит последний стремления к самостоятельности. Прекрасный результат!»

Улыбнулись? А ведь в каждой шутке есть доля правды :).

Ребенок в этом возрасте владеет уже многими умениями. Он может:

  • помочь убрать постель после сна,
  • полностью сервировать стол к завтраку, обеду, полднику или ужину (при необходимости в помощь ребенку можно дать картинку – «шпаргалку-напоминалку», на которой изображено что где должно находиться на столе),
  • ухаживать за своей одеждой и обувью (почистить щеткой пальто, протереть обувь, поставить ее на место, поставить сушиться),
  • вытереть пыль на полочке или протереть игрушки влажной тряпочкой,
  • постирать игрушечную одежду,
  • вымыть игрушечную посуду, баночку из-под краски, поддоны для растений.
  • помочь младшим братьям и сестрам одеться и раздеться, научат их мыть руки и лицо.
  • помочь маме ухаживать за комнатными растениями – рыхлить почву, поливать, протирать листья от пыли влажной тряпочкой или счищать пыль с ворсистых листьев мягкой щеточкой.
  • выращивать корм для птиц, сажать семена и рассаду, поливать из детской лейки клумбу или грядку, подметать дорожки на даче.
  • самостоятельно делать игрушки для своих игр или подарки для друзей и близких людей,
  • подклеить коробку или порванную книжку.
  • пользоваться иголкой с ниткой, завязывать на нитке узелок, пришивать вешалку и пуговицу, шить швом «вперед иголку» простые сувениры.

Вот такая копилка вредных и полезных советов на тему «Как воспитать ребенка» получилась. Надеюсь, что тема воспитания самостоятельного ребенка будет интересна для читателей сайта! Буду рада Вашим вопросам и мнениям в комментариях.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться: хитрости и секреты, «умное»  и легкое одевание для самых маленьких, «календарь» обучения одеванию по возрастам.

Воспитание по системе Монтессори

Одевание на прогулку: как научить ребенка правильно надевать ботинки, брюки, надевать одежду с узким воротом, одеваться в правильной последовательности, стихи и потешки для одевания на прогулку.

Ребенок, который задевает других

В первый день в детском саду Лилиана долго осматривается и ходит от стола к столу. Будто бы нечаянно она стирает рисунок Моники на полу. Потом берет мелок и проводит им прямо по рисунку, над которым Анна трудилась больше часа.

— Где твой платок? — спрашиваю я.

— Там, в раздевалке!

Она улыбается мне и всем своим видом показывает: принеси!

развитие и воспитание детей

Я беру ее за руку и веду в коридор, где висит ее одежда. После продолжительной паузы она нехотя достает платок из своей сумки и кидает его мне под ноги. Я не двигаюсь.

— Вытри мне нос! — приказывает она.

Я отхожу от нее. Она размазывает сопли по лицу и роняет грязный платок на пол.

— У нас есть специальная корзина для грязных бумажных платков, — говорю я уверенно.

Она сверлит меня взглядом, но все же наклоняется за платком и выкидывает его куда следует.

Я хочу чем-нибудь занять Лилиану, мы идем за ножницами и бумагой. И тут я с удивлением замечаю, что она не умеет пользоваться ножницами. Мама впервые отвела ее в детский сад почти в шесть лет, однако через две недели пришлось ее оттуда забрать, потому что воспитательница была слишком требовательной и явно недолюбливала Лилиану.

Я показываю Лилиане, как держать ножницы, и даю ей простое задание, но не вижу, чтобы она старалась. Через полминуты она встает и пытается порезать платьице, которое сшила Петра. К счастью, я успеваю вмешаться, однако Петра уже в ярости. Я решительно беру Лилиану за руку и сажаю ее за стол в сторонке.

— Лилиана, — говорю я, — ты будешь сидеть здесь, пока не прекратишь мешать своим товарищам.

Все утро я не могу расслабиться. Атмосфера в детском саду напряженная.

Наблюдая за Лилианой, я заметила, насколько она несамостоятельна, из-за этого она и пристает к новым товарищам. Более того, она стремится подчинить их.

В последующие недели мы пытаемся приучить Лилиану к самостоятельности и поражаемся тому, насколько быстро ребенок овладевает новыми навыками. Мы очень чутко следим за всеми ее выходками и реагируем последовательно.

Через месяц Лилиану уже не узнать. Она стала более уравновешенной и уверенной в себе, усидчивой. Иногда она все еще пытается провоцировать детей, мешать им. Однако и эти инциденты через какое-то время ушли в прошлое. Атмосфера вокруг нее стала более спокойной.

Мать Лилианы была поражена и, кажется, немного смущена. Женщина уволилась с любимой работы, чтобы посвятить себя семье. В этом теперь смысл ее жизни. Но ее дети не могут по достоинству оценить ее любовь и терпение и, по большому счету, не могут ответить матери так, как ей хотелось бы. Кроме того, ее удивляет и расстраивает, что дети ленивы, эгоистичны и высокомерны.

Предлагаем ознакомиться  Лекарство от остриц для детей и взрослых

«Но они ведь еще дети», — разводит руками мама. Она хочет максимально облегчить им жизнь. Самостоятельность? Этому их научат в школе, уверена она. Жизнь, как известно, не сахар, она очень рано начинает испытывать на прочность.

«Помощь», которая не помогает

развитие и воспитание детей раннего возраста

Итак, мы бесконечно любим наших детей и полностью себя посвящаем им, но этого недостаточно. Мы должны помочь им стать сильными и жизнеспособными людьми.

Многие родители стремятся сами расчищать дорогу для своих детей от любых препятствий. Они самоотверженно помогают детям, исполняют все без исключения их желания. Но многие при этом страдают от физического и душевного истощения. А дети все равно недовольны, придираются и требуют от родителей все больше и больше.

Некоторые мои молодые коллеги склонны слишком сильно баловать детей и опекать их сверх меры. В этом случае я даю им задание — описать, как чувствует себя несамостоятельный ребенок.

Одна из практиканток пишет:«Я сама ничего не смогу. Без взрослых я беспомощна. Другие все делают лучше, чем я, а потому я и пытаться не буду, просто за ними понаблюдаю. Я считаю себя глупой, неспособной и неполноценной.

Мне в голову никогда не приходят новые идеи, и поэтому я такая ленивая. Радости от собственных успехов мне испытать ни разу не довелось.Я завидую своим самостоятельным товарищам и иногда даже мщу им за их успехи.

С ними я чаще всего угрюма, злюсь, вредничаю, упрямлюсь.Взрослые всегда должны быть рядом, чтобы исполнять мои желания. Я хочу, чтобы они постоянно занимались мной, а то мне станет скучно. Я борюсь со своими родителями за „власть“ в доме и даже получаю от этого удовольствие.

социально личностное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Я одинока, другие от меня постепенно отдаляются».Сдав мне этот лист, практикантка сказала:— После таких размышлений начинаешь понимать, каким большим препятствием для детей становится баловство, превращающееся в зависимость.

Естественно, не каждое из этих высказываний относится к ребенку, которого оберегают сверх меры. Но также естественно, что несамостоятельный, то есть зависимый, ребенок имеет заниженную самооценку. Он не уверен в себе, даже если пытается скрыть это под грубостью, подхалимством, нытьем или агрессией. На самом деле он застенчив и слаб духом, случись что — он сразу же бежит к взрослым.

Чем активнее мы убираем с пути нашего ребенка препятствия, чем бережнее мы за ним ухаживаем и чем больше его балуем, тем меньше мы оставляем ему шансов научиться преодолевать повседневные трудности. Любовью можно буквально задавить ребенка.

Результатом будет неприспособленный к жизни человек. Более того, при его эгоистической жизненной позиции ему будет сложно выстраивать нормальные отношения, ведь едва ли найдется много желающих мириться с его избалованностью.

А сейчас давайте вместе подумаем,

как чувствует себя самостоятельный ребенок

.

  • У него здоровая самооценка и естественная уверенность в себе.
  • Он активен и любознателен, он знает свое место в жизни.
  • Он чувствует себя нужным. Ему доверяют.
  • С мотивацией у него все в порядке, он увлеченно играет, спокойно и терпеливо занимается творчеством.
  • Он может сам спланировать свой день.
  • Он чувствует себя свободным и довольным.
  • Его дух не так-то просто сломить. Даже если что-то не получается, он уверен: не все так плохо. В следующий раз точно получится лучше.
  • Он может постоять за себя. Он умеет говорить «нет».
  • У него есть друзья, он активно участвует в социальной жизни.
  • Его всегда воспринимают всерьез, равно как и он всех воспринимает всерьез.
  • Он может брать на себя допустимую для его возраста ответственность.

Уточню: я не говорю, что нужно позволять ребенку делать все, что вздумается. Мы конечно же знаем, что он еще не способен сам устанавливать границы своего поведения и своих поступков.

Самостоятельность в моем понимании — это противоположность зависимости от других. Это необходимость и способность делать все, что можно в самом раннем возрасте, без помощи взрослых.

«Помоги мне сделать это самому!»

Это один из важнейших постулатов методики Монтессори.

— Прекрати, а то упадешь.

Девочка разозлилась и расплакалась. Пришлось ее успокаивать.

развитие и воспитание детей

Какой шанс упустил в тот момент ребенок — совершить свое первое восхождение хоть на какую-то вершину! Неужели небольшая разведка была так опасна?

На лестничной площадке стоит Мари-Анна (15 месяцев). Она крепко держится за перила. Я стою в нескольких шагах от нее и наблюдаю.

Она с любопытством рассматривает меня, потом переводит взгляд на кошку, сидящую на ступеньке. Девочка пищит от удовольствия, аккуратно, шаг за шагом, поднимается выше и постоянно что-то лопочет. Мама приходит посмотреть, все ли в порядке, и в разговоре я упоминаю, как ее маленькая дочка самостоятельна.

— Знаете, как-то раз Мари-Анна споткнулась и пролетела две ступеньки, но не ушиблась. И я сделала для себя замечательные выводы. Несмотря на это происшествие, я буду спокойно пускать ее на лестницу. Дверь в дом заперта, значит, ничего страшного с ней не случится.

— Это невероятно! Мы и не знали, что наш малыш столько всего умеет. Он стал намного более уравновешенным, упорным и радостным, чем раньше, когда мы за ним ухаживали.

Да, приучать детей к самостоятельности не всегда удобно. Это требует от нас и времени, и отказа от привычного рабочего темпа. Но зато очень скоро вся семья сможет пожинать первые плоды нашего терпения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector